В этой рубрике я буду опубликовывать статьи о клиниках где наша дочь проходила лечение и высказывать свое субъективное мнение о методах реабилитации и о наших  результатах лечения,  а так же давать некоторые полезные советы.

1.Международная клиника восстановительного лечения  под руководством В.Козявкина (г.Трускавец).

Метод В.Козявкина (система интенсивной нейрофизиологической реабилитации) – это технология лечения пациентов, страдающих на детский церебральный паралич (ДЦП), остеохондроз, а также с последствиями травм и органического поражения нервной системы. Реабилитация по методу В.Козявкина проводится во Львове и Трускавце (Украина). В июле 2003 года, наряду с Реабилитационным центром “Элита” и Институтом проблем медицинской реабилитации, в Трускавце введена в действие Международная клиника восстановительного лечения, построенная с учетом особенностей реабилитации пациентов больных детским церебральным параличом.

Отзывы родителей о результатах прохождения их детьми курса в Международной клинике восстановительного лечения колеблются в диапазоне от «отлично» до «небольшое улучшение».
Лечение
Основными компонентами его методики являются биомеханическая коррекция позвоночника и крупных суставов, рефлексотерапия, лечебная физкультура, система массажа, ритмическая гимнастика, механотерапия и апитерапия.
Показания прохождения лечения в клинике доктора Козявкина:
Церебральные параличи:
  • Спастический парапарез;
  • Нижний спастический парапарез;
  • Атоническо-астатическая форма;
  • Гемипаретическая форма (без выраженных артрогенных контрактур и атрофий, грубых нарушений интеллекта).
Противопоказания:
  • Врожденные аномалии развития позвоночника, ЦНС;
  • Спондилолистез І-ІІІ ст., остеопороз позвоночника разной этиологии;
  • Острые воспалительные, инфекционные заболевания ЦНС и их последствия;
  • Гидроцефалия в стадии субкомпенсации и декомпенсации;
  • Травмы, опухоли позвоночника, головного, спинного мозга;
  • Выраженные психические нарушения.
Преимущество предоставляется детям от 2 до 12 лет.
Проживание
Стационарное отделение клиники включает 100 палат с полным комфортом как для пациента, так и его семьи. Просторные одно-, двух- и трёхместные палаты клиники площадью от 24 кв.м. оснащены телефоном, холодильником, кабельным телевидением, возможностью подключения к Интернету. Учитывая потребности юных пациентов, во всех номерах имеются ванные комнаты площадью в 6 кв.м.
Работает пункт проката: можно взять во временное пользование инвалидную коляску, бытовую технику.
В стоимость проживания в гостиницах при Международном центре восстановительного лечения Козявкина входит трёхразовое питание. По просьбе родителей повара центра могут приготовить любое блюдо для ребёнка, нуждающегося в диете или имеющего непереносимость в отношении отдельных продуктов питания.
Цены путевок в клинику для жителей Украины и для иностранцев отличаются в разы. Также существуют цены на курс лечения и на проживания. К сожалению, они постоянно растут, поэтому лучше сразу связаться с клиникой и узнавать их по телефону.
Практические советы: сразу замечу, что высказываю свое мнение и опыт лечения моего ребенка в данной клинике.
Первое, то можно отметить – это реклама двигатель прогресса. Клиника у всех на слуху и на устах. Машенька прошла подряд три курса лечения в Международной Клинике Козявкина ( г.Трускавец). Отмечу, что результата у нас практически не было. Я не скажу, что мы выкинули деньги на ветер, но все-таки обещанного результата не было как в первый раз реабилитации, так и в третий. Я все-таки думаю, что многое зависит от тяжести поражения мозга и со временем в этом убедилась, для того чтобы в сложных случаях увидеть результат в клинике Козявкина необходимо жить как минимум 365 дней в году, уверена, что это касается и многих других методов реабилитации.
Ребенком нужно заниматься фанатично, много и каждый день: лечебная физкультура и растяжка мышц (при спастических формах ДЦП). Желательно, чтобы мама самостоятельно овладела навыками выполнения ЛФК и практиковала ежедневно дома со своим ребенком.
Если же все-таки вы собрались ехать на реабилитацию, то в целях экономии средств снимайте жилье по близости с клиникой и проходите амбулаторное лечение, так вы практически  вдвое сэкономите ваши деньги. Вокруг клиники находится частный сектор, где фактически в каждом дворе можно снять комнату, пол дома с разными удобствами и по разным ценам. За жилье желательно договариваться заранее, так как оно расходится как горячие пирожки на рынке.
Лечение займет у вас 11 дней: первый день осмотр врача, назначение процедур и видеомониторинг. Затем ежедневно вы будете проходить предписанную вашим лечащим врачом реабилитацию, как правило, это: массаж, коррекция позвоночника, ЛФК, восковые аппликации на конечности и рефлексотерапия.
Что меня очень смущало, так это получасовая лечебная физкультура. За этот короткий промежуток времени необходимо приготовить ребенка к занятиям (раздеть-одеть), так же из-за недостатка времени нагрузка для ребенка получалась не серьезная, поэтому я практически всегда договаривалась за дополнительные пол часа занятий с инструктором по ЛФК, естественно за определенное вознаграждение. Персонал доброжелательный, пунктуальный, очень важно приходить на процедуры вовремя.

2. Евпаторийский центральный детский клинический санаторий МО Украины

Евпаторийский детский клинический санаторий Министерства обороны Украины существует с декабря 1920 года. В настоящее время это многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывает квалифицированную и специализированную медицинскую помощь, осуществляет медицинскую и социальную реабилитацию больных. Санаторий расположен в центре города на берегу Каламитского залива Черного моря, имеет собственный пляж и территорию в 14 га с парком и всеми необходимыми элементами инфраструктуры (источники тепло-и водоснабжения, лечебный и диагностический центры, собственные водо-и грязелечебницы). Санаторий работает круглогодично.
Санаторий специализируется на лечении врожденных и приобретенных заболеваний центральной и периферической нервной системы, последствий травм и инфекций нервной системы у детей с 2-х лет и взрослых.
Корпуса оборудован лифтом и пандусами для удобства передвижения пациентов с заболеваниями опорно- двигательного аппарата.
Применяются консервативные методики, включающие:
  • грязелечение,
  • лечебную гимнастику,
  • ванны (термальные),
  • массаж,
  • хирургическое лечение с целью устранения присущих этому заболеванию контрактур в различных суставах,
  • устранения контрактур этапными гипсовыми повязками.

Наш опыт лечения в санатории ЕДКС МО.

Машенька прошла курс лечения в Евпаторийском санатории в сентябре 2009 года. Путевку мы забронировали заранее, еще  в мае 2009г., созвонившись с администрацией санатория. Поселились в корпусе «Матери и ребенка» в отдельном номере с общим санузлом. Условия проживания оставляют желать лучшего, но думаю, что на это можно закрыть глаза, если учесть, что главная цель визита – это лечение и восстановление ребенка. Путевка включала в себя 3-х разовое питание. Так как Маша в то время была на специальной диете, которая исключала молочные продукты и глютенсодержащие продукты, то на кухне специально для нее готовили блюда, по заранее обговоренному со мною меню на неделю.
В первый день заезда нам были назначены лечащим врачом процедуры, включающие в себя: массаж, лечебную физкультуру, грязевые аппликации на конечности и минеральные ванны. При этом врач, узнав, что у Маши были приступы эпилепсии наотрез отказывалась назначить грязелечение ребенку, пришлось подписывать бумаги, что всю ответственность за лечение беру на себя.
Из сложившегося опыта рекомендую все-таки приезжать на реабилитацию в летне-осенний период, когда еще теплое море и можно купаться и загорать на пляже. Вторая причина моего совета заключается в том, что корпуса для грязе и водолечения расположены отдельно от спальных, поэтому разогретого грязями ребенка можно легко простудить при переходе от одного корпуса к другому.
Что же касается самой реабилитации, то ее практически и не было. Массаж и лечебная физкультура занимают совместно приблизительно 30 минут. Тоесть  для ребенка с тяжелой формой ДЦП – это ничто.
Для детей со спастическими формами паралича предлагают лечение ботоксом. Его специально заказывают при согласии и желании родителей и обкалывают необходимые – напряженные мышцы.
Есть все-таки положительные моменты в санатории ЕДКС – очень сильная ортопедическая база с действительно хорошими ортопедами-хирургами. На территории санатория есть рентген-кабинет, где делают обследования тазобедренных суставов, шейного позвонка. Исходя из результатов обследования, ортопеды назначают лечение, возможны даже оперативные вмешательства, гипсование и т.д.

3. Институт проблем боли (г.Киев). Клиника Берсенева В.А.

Базовая терапия – метамерные (в строго определённые зоны и точки на теле ребёнка) инъекции. Метамерные инъекции оказывают прямое воздействие на нервную систему. Лекарственные препараты вводятся непосредственно в область нервных стволов. Инъекции направлены в утратившие свои природные функции зоны и структуры организма. Обычно вводятся лекарственные препараты в ноги и руки больного ребёнка, в область шеи и лопаток, при необходимости в лицо.
Курс лечения – 5 сеансов. Длительность лечебного сеанса не превышает 1 минуту.
Базовый лекарственный препарат – церебролизин. Он представляет собой расщеплённые до аминокислот нервные клетки животных. Производится церебролизин в Австрии и Германии. Противопоказаний для него практически нет. Только, во время приступа эпилепсии церебролизин нельзя вводить.

Наш опыт лечения в Институте проблем боли.

Метод основан на введении специальных препаратов в акупунктурные точки по всему телу ребенка, как правило, всем назначают одинаковые наименования лекарств (Liposom forte; Tricortin1000; Nicetile sigma tau; Церебролизин). Процедура введения медикаментов быстрая, но довольно болезненная, за 5 минут обкалывают практически 20-30 точек специальными инсулиновыми шприцами с маленькой и тоненькой иглой. Лечение рассчитано на 5 дней введения препаратов.
На мой взгляд, минус лечения заключается в однобоком подходе к разным пациентам, с разными диагнозами. Всем деткам назначают одинаковые препараты и мало того, в одинаковых дозировках, в независимости от возраста и других факторов.
Наша дочь Мария прошла два курса лечения в Институте проблем боли, после второго нашего визита и лечения у ребенка начались приступы эпилепсии, после чего мы отказались от данного вида реабилитации.

4. Центр патологии речи  и нейрореабилитации нейросенсорных и двигательных нарушений  республики  Марий Эл (Россия).

Центр построен по инициативе доктора медицинских наук Севастьянова Виктора Викторовича и является единственным реабилитационным учреждением, где проводится лечение пациентов в возрасте от 1 месяца до 80 лет с тяжёлыми речевыми нарушениями, параличами и слепотой, атрофией головного и спинного мозга. Доктор Севастьянов В.В. внедрил в практику новые методы в лечении больных с тяжёлыми речевыми нарушениями различного генеза (последствия нарушения мозгового кровообращения, перенесённых нейроинфекций, тяжёлых черепно-мозговых травм, тяжёлых перинатальных, гипоксически-ишемических поражений ЦНС), заболеваниями органов зрения (атрофии зрительных нервов, патология сетчатки, микрофтальм, ретролентальная фиброплазия и др.), тяжёлыми формами ДЦП с частичной атрофией зрительных нервов и речевыми нарушениями.
Лечение основано на регенерации нервных клеток, за счет применения новых методик массажа, лечебной физкультуры с использованием специальных устройств, лазеростимуляции, многоканальной программируемой электростимуляции, медикаментозной терапии.
Список медикаментов используемый в лечении в Центре патологии речи:
1. centrum (citidina –uridina)-5 fial da mg 300 + 5 fiale solvente da ml 5 per use i.m. o e.v.per perfusione lenta-N06BX ( 2 корбки на 10 дней- курс)
2. gliatilin soluszione iniettabile 1000 mg/4 ml N07AX02 colina alfoscerato 5 fial da 1000 mg /4 ml per uso intramuscolare ed endovenoso ( на 10 дней 2 коробки)
3. liposome-forte N07X Fosfolipidi ipotalamici-5fial da 2 ml di soluszion inittabili per use i.m. o e.v.( 2 коробки на 10 дней)
4. loftyl 10 mg/ml soluszion iniettabile CO4AX20 BUELOMEDIL 10 fiale da 5 ml i.m. o e.v. ( 2 коробки) – сосудорасширяющее средство
5. cellulin retinale -5fial da 1 ml inittabile per uso intramuscolare – S01XA49 –estratto lipodeo di retina ( 2 коробки)
6. branigen 500 mg/4 ml plover e solvente per solusione intettetabile- N06BX12 L-acetilcarnitina- 5 flaconi+ 5 fial solvente 4 ml, uso intramuscolare ed endovenoso( 2 коробки)
7. brassel*500 mg/3 ml soluszione iniettabile N06BX06 citicolina 5 fial da 3 ml (2 коробки)
8. neuroton 500-N06X06-medicinale eguivalente Citicolina-500 mg/3 ml inittabile 5 fiale da 3 ml uso intramuscolare ed endovenoso (2 коробки)
9. fitostimoline 1 g soluszione iniettabile ATC:V03AX estratto acquoso di Triticum vulgare 10 fial da 1 ml ( 2 коробки)
10. citicolina dorom 500 mg/4 ml soluszion inittabile N06BX06 citicolina medicinale eguivalente 5 fial da 4 ml uso i.m.-i.v ( 2 коробки)
11. nicholin* 500 mg/4ml soluszione iniettabile 5 fial da 4 ml ( 2 коробки)
12. tricortin* 1000 N06BX Fosfolipidi da corteccia cerebrale+cianocobalamina 5fiale da 2 ml di soluszion inittabili per uso i.m. ( 2 коробки)
13. placentex*integro M01AX49Polidesossiribonucleotide
Citacizzante-antidistrofico 5 fiale da 3 ml 9 2 коробки)
14. эмоксипин- продаются в Росиии
15. нобен ( капс)
16. реминил (таб)
17. семакс-капли в нос 1 проц.,этот препарат произведён в НИИ Молекулярной генетики Курчатова, разработки академика Мясоедова( приобретать луше непосред. там же)
18. сонс

5. Одесский областной благотворительный фонд реабилитации детей-инвалидов «Будущее»:

Адрес: ул. Пушкинская, 51
г. Одесса
Руководитель: Борис Давидович Литвак (Президент фонда).
Лечебно-диагностическая база: Используются все классические методы реабилитации – массаж, гидромассаж, физиотерапия, лечебная физкультура, рефлексотерапия, иппотерапия, мануальная терапия, корректировочные занятия с логопедом, дефектологом и психологом. Для коррекции двигательных нарушений используются лечебные костюмы «Адели» (костюмы динамической проприоцептивной коррекции), изготовленные на основе космических технологий, и рефлекторно-нагрузочные комбинезоны «Гравитон». Арт-терапия – выявление, развитие и выведение творческих способностей на профессиональный уровень. Компьютерный центр – психолого-педагогическая помощь, коррекционно-игровая направленность на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной и речевой деятельности, программа обучения в зависимости от возможностей детей – от курсов элементарных пользовательских навыков до продвинутых курсов обучения программированию, работа с компьютерной графикой, веб-дизайн.
Учреждение принимает на реабилитацию детей от 0 до 15 лет. Продолжительность курса – 3-5 недель, в зависимости от возраста ребенка и тяжести заболевания, периодичность – каждые 3-4 месяца.

6. Детский специализированный клинический санаторий «Хаджибей», Украинский центр санаторно-курортной реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики:

Адрес: ул. Вернидуба, 1
с. Усатово, Беляевский р-н,Одесская обл.
Руководитель: Прусс Станислав Валентинович (главный врач).
Лечебно-диагностическая база: Основным принципом, по которому построен курс санаторно-курортной реабилитации в детском специализированном клиническом санатории «Хаджибей», является принцип комплексного подхода. Комплекс реабилитации в санатории состоит из медицинской реабилитации, психолого-педагогической реабилитации, логопедической коррекции и социальной адаптации.
Реабилитационные меры начинаются после обследования ребенка – клинического, санаторного, нейрофизиологического (ЭЭГ, допплерография сосудов головного мозга, ЭХО-ЭГ), УЗ-диагностики, ЭКГ, психологического тестирования и т.п.
Базовая модель комплекса медицинской реабилитации – это грязевые аппликации, водные процедуры (лечебные ванны, душ-массаж, гидрокинезотерапия), ортопедическая коррекция, консервативная, в том числе этапное и оперативное гипсования, аппаратное электролечение, блок биомеханической коррекции позвоночника и кинезотерапия. Этот блок включает мануальную терапию, лечебную гимнастику, использование аппаратов и устройств для расслабления мышц конечностей, тренировка моторики ног и рук, совершенствование координации.
При составлении индивидуальных планов санаторной реабилитации с учетом состояния каждого больного врач применяет такие методы усиления влияния основных факторов, как горячее шерстяное укутывание и медикаментозные блокады перед разработкой движений в суставах, терапия контрастными температурами, занятие в кабинете сенсорно-моторной коррекции, рефлексотерапия и т.п.
Комплекс психолого-педагогической реабилитации предусматривает системные занятия с психологом, логопедом, социальным корректором по программе в соответствии с уровнем его психо-речевого развития. Занятия проводятся в присутствии и при активном участии родителей.
Продолжительность курса санаторно-курортной реабилитации по путевке на ребенка – 30 дней, по путевке матери и ребенка – 24 дня. Показаны повторные курсы реабилитации ежегодно через 6 месяцев после предыдущего курса.
Лечение – бесплатное.

7. В дельфинарии Запорожской области дети с задержками развития (ДЦП, аутизм, синдром Дауна) могут пройти курс бесплатной дельфинотерапии.

Аквапарк в Кирилловке, что неподалеку от Мариуполя, заявил о том, что готов принимать детей с ДЦП и аутизмом на дельфинотерапию. Эту возможность предоставляет Украинская Биржа Благотворительности зарегистрированным благотворительным организациям. Занятия для таких  деток будут проходить бесплатно. Главное – записать ребенка, а также иметь возможность каждый день привозить и увозить его. В связи с этим приветствуются дети, которые проживают недалеко от Кирилловки. Но предложение действительно также для всех остальных деток, родители которых смогут выполнять эти условия.
Исследования показали, что дельфинотерапия является очень эффективной при лечении детей, страдающих задержкой развития, аутизмом, астенией, ДЦП и многими другими заболеваниями. Но не всем родителям такие занятия по карману, ведь  за один сеанс надо заплатить в пределах 500 грн. Поэтому предложение от аквапарка будет особенно актуально для тех деток, среди методов реабилитации которых пока нет дельфинотерапии.
Для того, чтобы подать заявку и попасть в списки, вам необходимо отправить информацию (ФИО, диагноз, возраст и необходимое кол-во сеансов, контактный телефон)  на info@cwf.com.ua.

_________________________________________________________________________________

Курс “Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга.”

Приезжает в октябре 2012г. в  Москву
Уважаемые Русско-говорящие родители!
Разрешите сообщить Вам новости последних событий Института достижений человеческого потенциала. Нам очень повезло стать партнёрами некоммерческой организации “Остров надежды” в Москве.
Благодаря организаторской работе и усилиям генерального директора организации “Остров надежды” Ольги Ушаковой и Мавлюды Ашпаровой был переведён материал курса “Что делать если у вашего ребёнка повреждение мозга”
Как результат хорошей работы Ольги Ушаковой, генерального директора и Мавлюда Ашрапова, Остров Надежды приготовил перевод сотен страниц  материала Курса “Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга “. Это позволило  нам принять здесь в Филадельфии  в апреле 2012 г. на Курс “Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга” наших первых русско-говорящих родителей, которые не говорят на английском. Нас посетили 60 русско-говорящих родителей шести различных национальностей. С помощью местных русско-говорящих друзей мы сформировали группу из трех русских переводчиков.
“Остров Надежды” и Институт сейчас работают в партнерстве с Российским  Государственным Социальным Университетом из  Москвы. Мой визит в Москву также предполагает официальную встречу  с представителями  Университета, которая состоится  3 и 4 июля. Университет великодушно предложил cделать перевод  полной  записи Видео Курса “Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга” на русский язык.  С 1989 года  презентация Видео Курса  “Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга” проходила в более чем десяти странах, таких как Испания, Италия, Франция, Англия, Япония и других.
Все родители,  не говорящие на английском,  приняли участие в программе Института с помощью видео курса, который постоянно обновляется и предоставляет такую же информацию, что и Курс “Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга” находящийся  в Филадельфии.
Этот масштабный проект будет завершен  в течении недели  до 14 октября 2012.  На эту дату мы запланировали наш первый Курс “Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга”, который состоится в Москве. Европейская группа  Института будет со мной во время этой поездки в Москву. По завершении курса мы сможем делать презентацию курса везде  в русско-говорящем мире, где будет в этом необходимость.
Университет предложил также свой студенческий корпус, который расположен за пределами Москвы.  Там есть аудитория, столовая, комнаты для гостей, родителей и персонала. Сотрудничество с Университетом и “Островом Надежды” открывает многие возможности для будущего.
Если у вас есть какие-либо вопросы или предложения и вы хотите помочь в нашей  работе с русско-говорящим миром, пожалуйста не стесняйтесь, обращайтесь ко мне по электронной почте  vicedirector@iahp.org.
С уважением и найлучшими пожеланиями Вам и Вашему ребёнку,всем членам  вашей семьи.
Дуглас Доман (Douglas Doman)
Директор Института достижения человеческого потенциала в Европе.
Курс “Что делать, если у вашего ребенка травма мозга”
Москва. Россия:           15 – 19 октября 2012.

Если у вас есть вопросы относительно следующего курса свяжитесь с Харриет Пинкер.

Её адресс: wtd_registrar@iahp.org

_________________________________________________________________________________

Лечение методом биологической обратной связи (Biofeedback)

Интервью с профессором доктором Б. Брукером, Майами, США
Б. Брукер
При помощи метода –  биологической обратной связи (Biofeedback), разработанного ученым неврологом и психологом профессором доктором Бернардом Брукером, на сегодняшний день успешно вылечиваются пациенты, страдающие повреждением головного или спинного мозга.
Сразу отметим, что этот метод эффективно применяется также для пациентов, перенесших тяжeлые травмы, ДЦП и полиомиелит. 

Доктор Брукер является директором Biofeedback – лаборатории в “Department of Psychiatry and Behavioral Sciences” в медицинском институте Леонарда М. Миллера в Майами, Флориде. Он успешно применил Biofeedback метод у более чем 12.000 пациентов. Единственная лаборатория – Биологичсекой обратной связи Брукера в Европе находится в ортопедическом центре Мюнхена, принадлежащего Шён Клинике. С 2002 года здесь вылечилось несколько сотен пациентов.
Доктор Фолькер Кригескорте взял интервью у профессора доктора Брукера при одном из его регулярных посещений ортопедического центра в Мюнхене, где также присутствовал руководитель лабораторий Ральф Никель.

Господин профессор Брукер, когда началось развитие метода биологической обратной связи?
Метод возник из целой серии научных экспериментов в 1940-ых годах, которые связаны с контролем обучения и физиологическими реакциями. В неврологии и исследовании поведения возник академический вопрос, как организмы развивают способность к научению точному контролю над физиологическими реакциями.
Изначально Biofeedback не был методом клинической терапии, а всего лишь техникой изучения учебных процессов. Описывалось два вида научения, рефлекторное научение Павлова и открытое Скиннером-оперативное научение, направленное на действие целевых условий.

Рефлекторное научение, рассматривается как один из простейших, основополагающих видов научения (обучение контролю кровяного давления, частоты биения сердца, сужения сосудов, слюновыделения и т.д.), так и оперативному обучению при определённых условиях более высокой сложности (таких как обучение ходьбе, чтению, когнитивным функциям и прочее).

Где применяется биологическая обратная связь?
Понятие “биологическая обратная связь” описано очень абстрактно. Первая медицинская терапия возникла в начале 1950-ых годов, и применена доктором Арнольдом Кегляем в методе контроля за тазом у гинекологических пациенток с недостаточным контролем мочевого пузыря.
Наш Брукер-биофидбэк-метод (ББФМ) – это очень специальный вид нейромышечной биологической обратной связи.

Мы работаем преимущественно в области терапии с пациентами любого возраста, страдающими поражением центральной нервной системы (ЦНС), к примеру, после апоплексического удара, поперечного паралича, черепно-мозговой травмы, или детского церебрального паралича. Помимо этого, с пациентами с нарушением контроля мускулатуры, слабым контролем корпуса тела, нарушением ходьбы, со слабой спастикой и координацией движений.
Biofeedback-метод также с пользой применяется и к пациентам с нарушениями восстановления мышц после спортивных травм или операций.
Как действует биологическая обратная связь при черепно-мозговой травме или после апоплексического удара?
После апоплексического удара и при черепно-мозговой травме с фрактурами (переломом костей) и кровотечением повреждаются и отмирают клетки центральной нервной системы (ЦНС-клетки).

В последствии мы имеем дело во многих случаях с потерей моторных функций.
Обычно пациенты восстанавливаются после реабилитационных методов и им удается вернуть часть функций назад, но редко когда функции восстанавливаются полностью. Многие пациенты страдают по причине повреждения клеток в ЦНС значительной потерей функций.
Сегодня из неврологии нам известно, что ареалы мозга настроены и запрограммированы так, чтобы выполнять определенные задания. Однако, эта заранее запрограммированная схема не должна быть обязательно постоянной. Благодаря нашему специальному учебному процессу возможно создание чередующихся клеточных соединений. 

Могут ли после повреждения, оставшиеся в ареалах головного мозга здоровые клетки перенять функцию поврежденных?
Человек пользуется только примерно 10 % клеток ЦНС. После повреждения головного или спинного мозга, при нарушении управления мускулатурой, биологическая обратная связь действует таким образом, что не поврежденные клетки перенимают на себя функции тех что повредились. При этом определенно важна локализация функций клеток,а не их восстановление. Если клетки находятся в определённом ареале мозга, тогда восстанавливаются соответствующие нейронные связи и тем самым осуществляется обучение функциям, с помощью клеточных соединений.

Как функционирует клеточное соединение?
Клеточное соединение происходит случайно, по принципу « проб и ошибок». Каждый человеческий организм учится случайно создавать связи между клетками головного мозга и мышцами. Клетки в определенном моторном ареале мозга возможно привести к тому, чтобы они выполняли те задания, которые до сих пор были не возможны путем создания новых клеточных соединений. Это возможно благодаря «пластичности мозга».
На сегодняшний день нам точно известно, что есть возможность тренировать клетки с иной локализацией выполнять моторные задания. В экспериментах на животных было показано, что можно удалить часть коры головного мозга и животные научаются недостающим моторным функциям используя оставшуюся часть коры.
Тем самым они могут управлять всей моторной системой лишь одной частью коры головного мозга. 

На каком уровне заканчивается клеточное соединение? Имеются ли биохимические изменения?
Клеточное соединение связанно с научением, а не с изменением биохимической структуры. Когда человек учиться ходить, в мозгу не возникают никакие биохимические изменения.
Научение происходит благодаря «оперативным условиям». Клетки ЦНС учат вознаграждением за установку правильных связей между головным или спинным мозгом и мышцей, основывая непрерывный контакт с системой. Как учатся например, играть пианино? Просто прочесть об этом книжку, скажем не очень эффективно. Нужно упражняются. Чтобы нажать клавишу, мозг должен послать сигнал. Тогда появится звук, который можно услышать, следовательно распознать была ли клавиша верной. Если нет, то вряд ли в следующий раз мозг использует этот же моторный образец. Упражняться нужно до тех пор, пока нужная клавиша всегда будет нажиматься. Если учится на синтезаторе, с уже установленными тональностями, то не научишься никогда. Потому как до клеточных соединений дело не дойдет. В этом случае мозг не знает было ли разрешено условие обратной связи.

Каким образом становятся очевидными недостающие или правильные клеточные соединения?
Если повреждение мозга имеет место быть, то с помощью МРТ (магнитно-резонансная томография ), смотрят где произошла полная потеря клеточных структур. Однако, не существует никакой корреляции между МРТ и успехом реабилитации. 

После черепно-мозговой травмы пациенты не используют автоматически другие клетки. Они не умеют самостоятельно осуществлять рафинированное клеточное соединение. Однако, это возможно посредством Biofeedback в короткий промежуток времени, измеряя сигналы от соответствующих мотонейронов, которые видны на мониторе.

Итак, если какие-либо клетки головного мозга отсутствуют и наличествующие клетки должны использоваться, то именно они легко идентифицируются методом Брукера.

Какие функциональные потери, Вы умеете лечить?
Методом биологической обратной связи лечится только потеря моторики. Пациенты с черепно-мозговой травмой, к примеру не в состоянии стоять, т.е. это не возможно по причине того, что не доходит достаточное количество сигналов к нужным мышцам. И даже спустя два года способность стоять не восстановилась, несмотря на интенсивную реабилитационную программу. 

Когда такой пациент попадает к нам сначала мы проводим обследование. Если человек не может стоять, значит нужно что-то предпринять для соответствующей группы мышц. Для этого к мышцам подсоединяют электроды. Но не для того, чтобы обозначить движение или силу в мышцах, а чтобы уловить сигнал моторных клеток, которые как раз активны и имеют связь с моторным ареалом головного мозга.

Монитор
Как регистрируются сигналы?
С помощью электромиографа (ЭМГ)записываются производные нервно-мышечных сигналов от поверхностных электродов. С помощью специальной компьютерной программы разработанной для Biofeedback регистрируются даже самые незначительные сигналы, которые мозг посылает мышцам.

Пациент видит на мониторе сплошную линию. Ему предлагается совершить движение и с помощью изменения амплитуды линии наверх. Он может видеть, выполняет ли он задание правильно и удостовериться в том, что мышца или группа мышц получают сигнал. 

Таким образом через обратную связь (Feedback) с помощью компьютера он совершает целевое управление своей пораженной мускулатурой и может снова восстановить координацию.

Помогает ли биологическая обратная связь при тяжелом поражении мозга?
Я не знаю ни одного случая, что бы не было ни одного обратного сигнала или сигнала о безактивности мозга. Даже в случае тяжелого поражения имеется незначительная нейронная активность для достижения определенной функции. Обычно имеется в наличии достаточно нервного материала, чтобы запустить учебный процесс.

Итак, к примеру, в случаях тяжелого апоплектического удара при потери деятельности одного из полушарий.
Пациент не мог после семи лет ни стоять ни ходить. После трехразовой терапии по 25 разовых терапий в течении 18 месяцев, что является для этого случая очень коротким сроком, пациент мог ни только стоять, но и осторожно ходить.

Используете ли вы дополнительные виды терапии для поддержки учебного процесса ?
Как только организм учится реагировать, то речь уже идет о других видах терапии. Биологическая обратная связь не является заменой других терапий, а базисом для них. Этот метод не укрепляет мускулатуру, а восстанавливает утерянные нервные связи и обучает пациентов соответствующим функциям.

Биологическая обратная связь Брукера является часто необходимым базисом для применения других тренажеров, например электростимуляции и т.п. Метод биологической обратной связи «ремонтирует» саму причину потери способности двигаться. Как только мышца снова связана с клетками головного мозга, тогда она сразу же способна выполнять свои функции. 

Когда уже поздно применять биологическую обратную связь?
В противовес до сих пор существующим мнениям ученных – никогда не поздно!
Наши научные знания содержат явно иное содержание. Нервные клетки, которыми можно осуществлять клеточное соединение, даже спустя много лет годны к применению. 

Я напротив, часто радуюсь тому, что пациенты приходят уже тогда, когда уже другие травмы зажили, и например уже сформировались новые нервные пути после повреждения спинного мозга.
Господин Никель, сколько стоитлечение методом биологической обратной связи?Ральф Никель
Первый сеанс обычно проводится бесплатно, для уточнения диагноза, каждый последующий стоит 175 евро. 

Из скольких сеансов состоит терапия и как часто вы рекомендуете их делать?
Количество сеансов может быть известно только после первого осмотра пациента и устанавливается индивидуально. Для одной группы мышц нужно около 3-4 сеансов.

Полное количество сеансов зависит от степени тяжести поражения мышц у каждого конкретного пациента. После окончания курса терапии методом Брукера необходима интенсивная физио- и трудотерапия, чтобы заменить достигнутый сигнал управления от ЦНС к мышцам для функционального движения.

Метод биологической обратной связи является часто условием для движения, но никак не заменой тренировки мышц. Частота повторения сеансов зависит от тяжести заболевания пациента и от того сколько групп мышц можно задействовать при первом сеансе терапии.

_______________________________________________________________________________

Что такое ДЦП (Детский церебральный паралич)  – это совокупность нижеприведенных синдромов:

1. Нарушение мышечного тонуса .
Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус.
Регуляция мышечного тонуса обеспечивается согласованной работой различных звеньев нервной системы. При различных формах ДЦП состояние мышечного тонуса может быть разное: повышенное при спастической форме, пониженное при атонически-астатической форме, изменчивое пригиперкинетической форме (мышечная дистония).
2. Повышение сухожильных и периостальных (надкостничных) рефлексов (гиперрефлексия).
Такая гиперрефлексия является признаком поражения пирамидных путей. Ахиллов, коленный и другие сухожильные и периостальные рефлексы повышены, зона их вызывания (рефлексогенная зона) расширена. Крайняя степень повышения сухожильных рефлексов проявляется клонусом – ритмичным, долго не прекращающимся сокращением какой-либо мышцы, возникающими вслед за резким её растяжением. Наиболее постоянны при поражении пирамидной системы клонусы стопы и коленной чашечки.
3. Синкинезии (содружественные движения).
Синкинезии – это непроизвольные движения, сопутствующие произвольным.
Различают физиологические и патологические синкинезии. К физиологическим синкинезиям относят, например, движение рук при ходьбе. Паталогические синкинезии возникают при поражении пирамидной системы. Примером патологических синкенезий может быть появление в парализованной конечности движений, повторяющих движения здоровой конечности; производя какие-либо действия рукой, ребёнок непроизвольно сопровождает их движениями языка и губ.
Наличие патологических синкинезий усложняет и затрудняет формирование произвольных движений и освоение различных видов деятельности.
4. Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов.
При недоразвитии этих рефлексов ребёнку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище. Поэтому ребёнку трудно овладеть навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями.
5. Несформированность реакций равновесия и координации движений.
Равновесие тела – это состояние устойчивого положения тела в пространстве.
Поддержание равновесия тела осуществляется сложной системой периферических и центральных механизмов. Существует статическое равновесие тела (при стоянии) и динамическое равновесие (при движении). Динамическое равновесие осуществляется за счёт рефлекторного сокращения мышц поддержания позы и тесно связано с координацией движений. Координация механизмов, обеспечивающих равновесие тела, происходит на разных уровнях – в спинном мозге, стволе мозга, мозжечке, коре больших полушарий, куда поступает информация от зрительного анализатора, рецепторов в мышцах, связках и сухожилиях, вестибулярного аппарата.
При ДЦП нарушено формирование реакции равновесия и координация движений из-за задержки созревания или поражения соответствующих мозговых систем, а также по причине тяжёлых двигательных нарушений, ограничивающих накопления моторного опыта и искажающих выполнение движений.
Нарушение равновесия и координации движений особенно ярко проявляются при атонически-астатической форме ДЦП, когда имеет место поражение мозжечка и мозжечковая атаксия.
6. Нарушение ощущения движений (кинестезий).
Развитие двигательных функций тесно связано с ощущением движений. Ощущение движений осуществляется с помощью рецепторов, находящихся в мышцах, связках и сухожилиях (проприоцептивная чувствительность). Именно эти рецепторы передают в ЦНС информацию о положении тела в пространстве, о совершаемых движениях.
При всех формах ДЦП нарушается кинестетическая чувствительность, что ведёт к затруднениям в определении положения собственного тела в пространстве, к трудностям в сохранении равновесия и удержании позы, к нарушениям координации движений и пр. У многих детей искажено восприятие направления движения. Например, движение руки вперёд по прямой ощущается ими как движение в сторону. Такое искажённое представление о собственных движениях приводит к неадекватности во взаимодействии ребёнка с окружающей средой, к нарушениям в формировании различных видов деятельности, навыков самообслуживания, речи (затруднения в ощущении артикуляционных движений).
Особенно выражены нарушения ощущений движений при гиперкинетической и атонически-астатической формах ДЦП.
7. Насильственные движения.
Насильственные движения наиболее ярко проявляются при гиперкинетической форме ДЦП и выражаются в гиперкинезах: хореиформные гиперкинезы, атетоидные гиперкинезы, хореоатетоидные гиперкинезы, спастическая кривошея. К насильственным движениям относят и тремор, который в некоторых литературных источниках также относят к гиперкинезам. Тремор характерен для атонически-астатической формы ДЦП. Насильственные движения существенно затрудняют осуществление произвольных двигательных актов. Они препятствуют своевременному формированию предметной, игровой, учебной и других видов деятельности, негативно сказывается на речи и письме.
8. Защитные рефлексы.
К симптомам поражения пирамидной системы относятся защитные рефлексы, проявляющиеся при центральном параличе, защитные рефлексы – это непроизвольные движения, выражающиеся в сгибании или разгибании парализованной конечности при её раздражении.
9. Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные).
Патологическими называются рефлексы, которые у взрослого здорового человека не вызываются, а проявляются лишь при поражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга (патологические рефлексы появляются при поражении пирамидной системы). Патологические рефлексы характерны для спастического паралича.
10. Позотонические рефлексы.
Позотонические рефлексы относятся к врождённым безусловно рефлекторным двигательным автоматизмам. При нормальном развитии к 3 мес. жизни эти рефлексы уже угасают и не проявляются, что создаёт оптимальные условия для развития произвольных движений. Сохранение позотонических рефлексов является симптомом поражения ЦНС, симптомом ДЦП. Высшие интегративные двигательные центры не оказывают тормозящего влияния на нижележащие отделы мозга, осуществляющие примитивные двигательные рефлекторные реакции, к которым и относятся позотонические рефлексы. С другой стороны, активное функционирование нижележащих мозговых структур задерживает созревание высших интегративных центров коры, регулирующих произвольную моторику, речь, высшие корковые функции.
К позотоническим рефлексам относят:
  • лабиринтный тонический рефлекс;
  • асимметричный тонический шейный рефлекс;
  • симметричный тонический шейный рефлекс.
Лабиринтный тонический рефлекс проявляется при изменении положения головы.
В положении на спине нарастает тонус мышц-разгибателей. Голова запрокинута назад, ноги и руки напряжены и разогнуты. Кисти рук сжаты в кулаки. Тонус в положении на спине может быть выражен в разной степени, вплоть до резкого разгибания. Тогда поза напоминает столбнячную, тело выгнуто в виде дуги и ребёнок касается опоры лишь затылком и пятками. Он не может поднять голову, вытянуть вперёд руки и взять предмет, поднести руки к лицу и т.д. такая поза препятствует развитию моторных навыков, навыков самообслуживания, различных видов деятельности. Данный рефлекс зачастую распространяется на мышцы глаз, что сужает поле зрения, негативно влияет на развитие зрительно-двигательной координации, затрудняет восприятие окружающего. Всё это сказывается на развитии зрительного восприятия и познавательной деятельности в целом. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению мышечного тонуса в языке, что затрудняет жевание, артикуляцию звуков, способствует слюнотечению и в итоге влияет на развитие речи.
В положении ребёнка на животе шея и спина сгибаются – проявляется повышение тонуса мышц-сгибателей. Плечи вытягиваются вперёд и вниз, руки согнуты под туловищем, а кисти рук сжаты в кулаки, бёдра и голени приведены и согнуты, таз приподнят. Такая поза тормозит развитие произвольных движений, так как ребёнок не может поднять голову, повернуть её в сторону, выпрямить руки, встать и др. постоянно согнутая спина способствует искривлению позвоночника.
Таким образом, лабиринтный тонический рефлекс оказывает негативное воздействие на развитие произвольной моторики, задерживает формирование основных двигательных функций. Очевидно и патогенное влияние рефлекса на формирование психических компонентов: пространственное восприятие, перцептивная, познавательная активность, зрительно-двигательная координация, предметная, игровая, учебная, речевая деятельность и др.
Асимметричный тонический шейный рефлекс проявляется в изменении положения конечностей при повороте головы в сторону: В той стороне тела, куда повёрнуто лицо ребёнка, повышается мышечный тонус в разгибателях руки и ноги, в противоположной стороне тела – в сгибателях руки и ноги. Таким образом, поворот головы в сторону вызывает изменение в положении конечностей и ребёнок принимает позу «фехтовальщика». Особенно пагубно рефлекс сказывается на зрительно-моторной координации, зрительном восприятии и предметной деятельности. При повороте головы в сторону предмета рука на стороне поворота непроизвольно разгибается и ребёнок не может взять это предмет. Если всё же ребёнок с усилием сгибает руку, то голова автоматически отворачивается в другую сторону и рассмотреть предмет уже не представляется возможным. Данный рефлекс влияет отрицательно как на элементарный процесс создания целостного образа, так и на овладение учебными и трудовыми умениями и навыками.
Симметричный тонический шейный рефлекс проявляется в усилении разгибательного тонуса в руках и сгибательного в ногах при поднятии головы, а при наклоне головы вперёд усиливается тонус мышц сгибателей рук и разгибателей ног. Этот рефлекс формирует патологическую схему ходьбы, нарушает согласованную работу рук и ног при ходьбе.
В ряде случаев может фиксироваться сочетание различных позотонических рефлексов у одного и того же ребёнка. Так или иначе позотонические рефлексы являются по своей природе и влиянию на моторное и психическое развитие ребёнка с ДЦП патологическими.
Таким образом, ДЦП – это не просто отставание в моторном развитии или выпадение отдельных двигательных функций, а заболевание, характеризующееся извращённым ходом моторного развития, что в большинстве случаев нарушает последовательный ход и динамику психического развития ребёнка, приводя к своеобразной аномалии развития в целом.
При гиперкинетической форме ДЦП преимущественно поражаются подкорковые отделы мозга, играющие важную роль в осуществлении произвольного двигательного акта путём регуляции последовательности, силы и длительности мышечных сокращений. При участии подкорковых образований мозга осуществляется также автоматизация движений, происходит формирование индивидуальных эмоциональных особенностей ребёнка. Таким образом, на первое место выходят симптомы поражения экстрапирамидной системы.
Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется двигательными расстройствами, проявляющимися в виде насильственных непроизвольных движений – гиперкинезов. При гиперкинетической форме ДЦП именно гиперкинезы являются ведущим двигательным нарушением. Они могут выступать как самостоятельный вид расстройств или сочетаться с параличами и парезами. Гиперкинезы возникают непроизвольно, исчезают во сне и уменьшаются в покое, усиливаются при движении и волнении, утомлении и эмоциональном напряжении. Они могут охватывать различные мышечные группы: мышцы лица, языка, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Гиперкинезы – это физиологически нецелесообразные движения. Проявляются гиперкинезы в различной форме.
Хореиформные гиперкинезы – это быстрые, интенсивные, размашистые, неритмичные непроизвольные движения в различных мышечных группах: порывистые и беспорядочные движения конечностей, высовывание языка, причмокивание, нахмуривание бровей, лба, зажмуривание глаз, шмыгание носом. При выраженном хореиформном гиперкинезе существенно затрудняется приём пищи, стояние, ходьба. Хореиформные гиперкинезы развиваются, как правило, на фоне мышечной гипотонии.
Атетоидные гиперкинезы – медленные, червеобразные движения пальцев рук, реже мышц лица: выпячивание губ, перекашивание рта, гримасничанье, прищёлкивание языком и др. Атетоидные гиперкинезы сопровождаются изменением тонуса мышц.
Хореоатетоидные гиперкинезы – смешанная форма гиперкинеза, сочетающая хореиформные и атетоидные насильственные движения.
Спастическая кривошея – судорожные сокращения мышц шеи. Голова непроизвольно повёрнута в сторону и наклонена к плечу. Может сочетаться с непроизвольными движениями – откидыванием головы назад, пожиманием плечами и др.
Гиперкинезы часто сочетаются с изменениями мышечного тонуса, но в отличии от спастичности они характеризуются непостоянством – дистонией, переходом от низкого тонуса к тоническим спазмам в определённых группах мышц.
При гиперкинетической форме ДЦП произвольные движения маловыразительны, замедленны, затруднена автоматизация двигательных навыков. Осуществление произвольных движений затруднено в первую очередь за счёт насильственных движений, поскольку гиперкинезы не могут быть подавлены волевым усилием. Наличие гиперкинезов в мышцах верхних конечностей затрудняет развитие манипулятивной, предметной, игровой, изобразительной и других видов деятельности и навыков самообслуживания.
Психическое развитие страдает меньше, чем при других формах, однако тяжёлые двигательные и речевые нарушения существенно затрудняют развитие ребёнка, его обучение и социальную адаптацию.
В чистом виде гиперкинетическая форма встречается редко.